– Господин Царукян, 2022 год подходит к концу. Можем ли мы подвести итоги основных достижений для Армении в этом году?
– Я не хочу сейчас подводить итоги. Делают это обычно в тихой, спокойной обстановке, в условиях долгосрочного планирования развития ситуации . Я просто не представляю, что и как подытоживать, когда перед государством стоит задача существования “быть или не быть” .
Когда совсем недавно, в сентябре, шла война в пригородах Джермука, когда Арцах в осаде, когда нам постоянно угрожают новой войной, о каких итогах может идти речь? В таких условиях говорить о прогрессе, росте в той или иной сфере, вероятно можно, но я этого делать не буду.
Пока в стране существует острая проблема безопасности, пока существует опасность войны и новых потерь, все ресурсы государства и мысли народа должны быть направлены на нейтрализацию этих рисков.
Год поменяется в календаре, но от этого проблемы не исчезнут.
Для меня предстоящие праздники – это возможность несколько дней пообщаться с родными и близкими, а за праздничным столом, как и в домах сотен тысяч наших соотечественников, главной темой разговора будет наша страна, наша Родина.
– Тем не менее, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние нашей страны?
– Предстоит много работы. Неописуемый объем. Во всех областях, на всех уровнях. Есть внутренее требование работать день и ночь
Нам нужна грамотная и настойчивая работа. Как только мы начнем по настоящему работать, то перед нами откроются “двери”, условно говоря одна “дверь” откроет другую.
В течение всей моей общественной деятельности мне часто задают этот вопрос, и я всегда даю один и тот же ответ. Кроме работы, грамотной и настойчивой работы, другой формулы успеха я не знаю. Может быть, другие знают, но я не знаю.
Так же я знаю, что если правильно формулировать задачи, четко ставить цели, много работать, иметь хорошую, грамотную команду, то успех обязательно придет, результат будет налицо. Это относится и к частному бизнесу, и к решению социальных и государственных вопросов.
– Несколько лет назад вы говорили, что не считаете себя классическим политическим деятелем , сейчас придерживаетесь того же мнения? Может быть, поэтому ваши взгляды часто расходятся со взглядами других политиков?
– Мое мнение не только не изменилось, но и укрепилось. Я не могу только говорить… днями, годами, что бы просто говорить. Я не могу говорить о вещах, о которых не имел представление, я не могу обещать того, чего я не смогу сделать. Мой день начинается общением с рабочими и сельчанами и в течение всего дня я решаю рабочие вопросы разной сложности. Регулярно общаюсь с нашими учеными, искусствоведами, деятелями культуры: мы обсуждаем разные вопросы,проекты, задачи и умеем слушать друг друга. Я один из немногих, кто ежедневно в курсе реальных общественных настроений, проблем и тревог людей.
Есть еще один важный вопрос: всю мою сознательною жизнь я несу ответственность перед большим количеством людей. Большинство политиков понятия не имеют, что это такое. Когда независимо от всех свoих трудностей, своего настроения, ситуации в стране и вокруг нее, ты несешь ответственность перед тысячами людей и их семьями, каждый месяц.
И эти люди не должны страдать из-за твоих проблем. Им надо работать, получать зарплату, растить детей, содержать родителей, лечить больных, жениться и т.д. и они все смотрят на тебя. Эта огромная ответственность, и это также отличяет меня от образа «классического политика».
– В последнее время некоторые политические круги или так называемые “активисты” обвиняют Вас в том, что Вы активно занимаетесь строительством . Обвиняют в том, что Царукян “здесь строит это, в другом месте-то”. Как Вы ответите им ?
-Я коснулся этого вопроса в одном из своих интервью. Семья Царукян строила и будет продолжать строить заводы, чтобы люди работали, здания, где люди будут жить, создавать семьи, рожать детей, мы строим учебные заведения, создаем рабочие места, чтобы люди имели работу и жили комфортно. Если строительство является преступлением, тогда как вы представляете себе развитие государства? Как вы себе представляете сокращение бедности, создание рабочих мест, увеличение бюджета, повышение пенсий и зарплат, усиление армии, строительство новых дорог и т.д.?
– После войны и поражения, какова Ваша формула нашего восстановления как нации, как государства? Работа и строительство?
– Неустанная Работа – это формула любого успеха. А чтобы восстановиться, как государство после войны, нам нужны новые идеи. Армянам, разбросанным по всему миру, нужны объединяющие и прочно связывающие идеи. Я постоянно общаюсь с армянами со всего мира: у всех какое-то состояние пустоты и неопределённости. Это опасный процесс. Даже наши соотечественники, добившиеся больших успехов в разных областях, уже не чувствуют себя так, как раньше. Действительно, царит атмосфера неопределённости и подавленности. Но мы действительно Нация с большим потенциалом с всемирно известными личностями, и я уверен, что при правильных идеях и правильной работе армянский народ снова распрямит спину.
– На Ваш взгляд, задача выправить спину нации ляжет на плечи следующих поколений?
– Нет, это проблема всех поколений, это проблема патриотически настроенных людей всех поколений. Другое дело, что нам очень нужны новые люди, новые идеи, новое мировоззрение, новое, свежее мышление 21 века новых национальных элит. Кстати, если Вы заметили, я всегда поощрял это на телеканале “Кентрон”. Я сам не вмешиваюсь ни в содержание программ, ни в технические вопросы. В свое время я помог создать хорошие условия, и там собрались талантливые, грамотные люди, которые вольны сами решать вопросы внутренней политики канала. Возможно бывают моменты, когда мне что-то не нравится, но это не имеет значения, ведь такова жизнь. Именно в таких условиях формируются новые лица и новые идеи. И именно такой процесс должен быть во всех сферах, в масштабах страны и нации.
– Говоря с точки зрения перспективы государства и народа, невозможно обойти тему Арцаха. Вы регулярно делаете какие-то проекты в Арцахе. Это зов сердца или осознанный подход?
– И то, и другое. Ситуация такова, что приходится работать с “горячим” сердцем и “холодной” головой. Мы обязанны иметь именно свое представление о мирном армянском Арцахе в новых условиях и работать в этом направлении. Чем больше в Арцахе строится что-то новое, создается что-то новое, создаются новые семьи, рождаются дети, создаются новые рабочие места, тем больше у нас будет шансов на успех. Я всегда готов реализовать любой проект в Арцахе, а тем более сегодня, когда все наши мысли ежесекундно с нашими соотечественниками в осажденном Арцахе. Я постоянно на связи с властями Арцаха и не могу быть спокоен, когда знаю, что у десятков тысяч моих соотечественников там острые проблемы. Я готов вложить все свои силы и возможности для выхода из кризиса.
Мы недавно говорили о новых идеях, вот где нам нужны, например, новые идеи. Я делал то, что я могу и продолжу. Но все мы понимаем, что без решения вопроса безопасности ничего сделать нельзя. А безопасность Арцаха сегодня обеспечивает Россия, ее миротворческая миссия. И этому альтернативы нет. И кстати, попытки разделить нашу нацию, нашу страну на пророссийских и прозападных, говорят либо о слабоумии, либо о предательстве авторов этих разделительных линий . Наша задача, как государства, полностью в противоположном: иметь хорошие отношения с Россией, развивать хорошие отношения с Западом. Мы также должны выйти из состояния вечно простого или ожидающего. Мы сами должны выработать новые подходы, представить новые предложения и России, и Западу. За нас это никто не сделает.
– Вы упомянули, что в армянском мире есть неуверенность, какая-то надломленность. С другой стороны, есть сферы, где у нас есть заметные успехи, например, в спорте. Обычно в кризисных условиях происходит обратное.
– В этом году было много спортивных успехов, один лучше другого, в разных видах спорта. Но ответ на Ваш вопрос о спортивных успехах в некотором роде лежит за пределами спортивной сферы. Конечно, все условия созданы, конечно, у нас есть хорошие тренера, решаются все вопросы с вознаграждениями, поощрениями наших спортсменов и тренеров и другие вопросы, но за большими успехами кроются более глубокие причины . Наши спортсмены – патриоты. Они прекрасно понимают, что в сегодняшнем,внутреннем упадке и надломленном состоянии нашего народа эти медали, исполнение нашего гимна имеют гораздо большее значение, чем просто спортивные успехи. Эти медали дают надежду нашему народу, возвращают веру в себя. Каждый наш спортсмен, выходящий на соревнования, борется не только за себя, но и за наших героических воинов, и знает, что медаль не только его, но и тех ребят, которые ценой своей жизни спасли Родину. Если мы будем думать так во всех областях, мы будем иметь успехи везде.