Голос народа должен быть услышан. Гагик Царукян

Интервью Гагика Царукяна для  «hayastan.news»

Hayastan.news задали Гагику Царукяну вопросы о проблемах, волнующих граждан, и социальных акциях протеста․

Hayastan.news: Господин Царукян, в последнее время в Ереване каждый день проходят различные социальные акции протеста, связанные с транспортом, налогами и т.д. О чем это говорит и к чему может привести этот процесс?

Гагик Царукян: Сначала одно уточнение. акции протеста проходят не только в Ереване, они проходят в разных уголках Армении. И эти проблемы существуют не только в Ереване. Акции протеста также касаются 4-кратного повышения налога на имущество, значительного увеличения сборов за вывоз мусора, процесса забоя животных и продажи мяса в регионах и отношения государственных и местных органов власти к нашим гражданам в целом. Да, в стране наблюдается волна серьезного общественного недовольства, и это требует адекватной реакции. Если не будет адекватной реакции, то процесс может привести к серьезной внутренней нестабильности. Голос каждого должен быть услышан.

Hayastan.news: Поднятым проблемам и вопросам дают разные, иногда противоречивые оценки. Власти говорят одно, оппозиция-другое, протестующие-третье. Как узнать, где истина?

Гагик Царукян: Знаете, я в курсе проблем не из заявлений министров, чиновников и депутатов, а от обычных людей. Я, в отличие от многих, ежедневно общаюсь с обычными, работящими, сталкивающимися с трудностями людьми. И я очень хорошо знаю реальность. И сейчас я готов откровенно поговорить с нашим народом, с разными слоями общества.

 

Начнем с транспорта. Очевидно, что автобус «MAН» лучше, чем “Газель”, даже сравнивать не с чем. Тогда почему люди жалуются? Проблема в том, что повышается цена на 50 драм или в том, что людям не предложили простую и понятную программу развития транспортной системы? Условно говоря, если в X-местном автобусе «MAН» сидят 2X людей, получается ситуация идентичная с «Газелью»: они стоят впритык друг к другу, кашляют, чихают, толкаются и т. д. Далее, перед принятием изменений, они должны быть обсуждены с профессиональными группами, общественностью. Общественных обсуждений по этим вопросам либо не было, либо они носили формальный характер, иначе общественность не стала бы протестовать. Нашим согражданам не представили в ясной и прозрачной форме стоимость транспортных услуг, расходы, размер ожидаемой прибыли в условиях новой цены. Я не понимаю, есть что скрывать? Стоимость всех услуг должна формироваться по формуле цена-качество. Сейчас они даже не могут предоставить народу качество этой услуги, потому что качество транспорта — это не только автобус, который может быть заполнен в разное время, но и обустраивание транспортных остановок, точность расписания маршрутов автобусов и т. д.

 

Сколько составляет прибыль в условиях 150 драмов? Пока нет ответов на эти вопросы, люди будут жаловаться. Согласно одним, 150 драм – это себестоимость транспортных услуг, а другие считают, что 4-5 раз больше прибыли. У людей возникают сомнения из-за того, что цена менялась много раз. Необходимо остановить этот процесс, провести прозрачные расчеты, обсудить вопросы со специалистами, изучить опыт других стран, представить людям правильную картину. В противном случае мы дополнительно усложняем жизнь нашим гражданам. Наконец, давайте не будем забывать, что речь идет об общественном транспорте, и поэтому он не обязательно предназначен для получения прибыли, он предназначен для облегчения жизни людей, а не для того, чтобы вести бизнес. Во многих странах транспорт бесплатен. Видите ли, за счет подорожания других услуг, других налогов и сборов дополнительные большие суммы пополняют бюджет, так что, возможно, за их счет можно компенсировать цены на общественный транспорт и не перекладывать это на простого человека. Если мы так будем думать, подход к создавшейся ситуации полностью изменится и будут найдены решения, правильные в этой ситуации.

Другая проблема состоит в привлечении нотариусов, адвокатов, бухгалтеров и других лиц к общему налогообложению. Каким образом эти люди должны платить повышенные налоги? Конечно же, они должны повысить цены на свои услуги. Другого источника у них денег нет. Единственный источник денег – обычный человек. Теперь он будет платить за те же услуги дороже. Если человек заключает сделку, он должен обратиться к нотариусу, другой альтернативы нет. Получается, что таким образом они напрямую повышают цены на нотариальные услуги. Затем они говорят: “почему люди жалуются?” Так что же им делать, радоваться, что они будут платить дороже за ту же услугу? То же самое относиться и к юристам: люди не смогут платить деньги для своей защиты. Сейчас они едва платят, сейчас даже многие не могут нанять адвоката и защитить свои права. А когда цены вырастут, что они будут делать? Адвокаты также лишены возможности защищать бесплатно: человек не сможет помочь своему родственнику, другу, никому, кто обратился к нему за помощью в трудную минуту. Как такое может быть?

Следующая проблема связана с повышением налога с оборота. Есть сферы бизнеса, которые просто не смогут работать. Расчеты показывают, что люди повсеместно закроют предприятия и останутся без работы. Мы этого хотим? Это – бизнес, основанный на его законах и простых расчетах. Я общаюсь с этими людьми каждый день, я знаю в деталях возможности их бизнеса, их проблемы, горечь и боль. И я говорю вам, если бизнес закроется, люди не смогут работать, платить налоги и содержать дом.

Предлагаю также обратить внимание на то, что жалуются не только те, кто едва сводят концы с концами, но и те, кто получает высокую зарплату. Это означает, что общая социально-экономическая среда ухудшилась, а значит, произошел очень глубокий спад, к которому нужно относиться очень серьезно.

Вскоре также ожидается повышение налога на недвижимость, который затронет всех. В таких условиях, когда уже существуют серьезные социальные проблемы, повышение налогов, серьезные подорожания, это станет дополнительным тяжелым ударом для многих. Кстати, это приведет не только к социальным трудностям, но и к потрясениям и изменениям на рынке недвижимости и аренды, и последствия этого очень трудно предсказать. Я бы посоветовал следующее: оставить сегодняшнюю сумму налога на недвижимость, а последний этап повышения, который создаст серьезные трудности для людей, отложить, заморозить хотя бы на 3-5 лет, пока общий социальный фон в стране не стабилизируется, люди не смогут привыкнуть к новым правилам, подсчитать свои расходы, доходы, иначе этот хаос ни к чему хорошему не приведет.

Отдельная история – всеобщее декларирование физических лиц. Уверяю вас, 90 процентов людей не знают, как будут заполнять и что будут заполнять? Люди, пишущие эти законы, разве имеют представление о том, как живет простой работящий человек? Были ли они когда-то в деревнях? А каком доходе идет речь, чтобы еще декларировать? Тот факт, что сроки и условия всех изменений постоянно меняются, говорит о том, что они несовершенны и плохо подсчитаны.

 

Hayastan.news:  Вы сказали, что в стране наблюдается волна серьезных социальных недовольств, и это требует соответствующей реакции, как говорится “соответствующего предложения? А что Вы предлагаете?

Гагик Царукян: У меня тоже есть вопрос, подсчитали ли руководители структур, которые удваивают налоги с оборота, сколько предприятий может закрыться, сколько рабочих мест будет закрыто и сколько семей может эмигрировать? Жалобы малых предприятий вовсе не неожиданны, люди борются за свое выживание, это уже социальный вопрос.

Смотрите: они ставят перед собой задачу задокументировать весь объем товаров и услуг, приобретаемых малым и средним бизнесом. Это практически невозможно, и все знают об этом. Однако именно от этого зависит размер процента налога с оборота. Нужно найти способ не обижать малый и средний бизнес, не нагружать их до такой степени, чтобы они перестали дышать.

Жизнь показывает, что изменения плохо подсчитаны, нуждаются в доработке и в более глубоком изучении. Поэтому я считаю, что их нужно временно заморозить, поговорить со специалистами, с бенефициарами. Нельзя называть это “реформой”, когда страдают все представители этой сферы. Не бывает такой реформы. Так напряжение не спадет. Любая власть, прежде чем идти на такие изменения, должна поговорить с представителями этой сферы. Не работает ни силовой метод, ни вариант без обсуждений.

Чисто по-человечески, я могу предложить: лучше обложить крупный бизнес большим налогом, но оставить в покое людей, которые платят налог с оборота. Крупных бизнесов около – 2х-3х тысячи, а мелких и средних – около 60-70 тысяч. Почему много лет назад был введен налог с оборота? Ответ – один: для стимулирования малого и среднего бизнеса. Теперь, если мы хотим отказаться от мысли помочь им, мы так и должны сказать.

Нельзя проводить эксперименты с людьми и с бизнесом. Малый и средний бизнес является важной основой государства. Если эти слои бизнеса будут разрушены, последствия этого будут катастрофическими.