Мы должны думать о новых путях и другой инфраструктуре, но не за счёт наших национальных интересов

Интервью с Гагиком Царукяном

– Недавно состоялось открытие крупнейшего армяно-иранского торгового центра. Насколько нам известно это крупнейший центр Ирана за рубежом. Что это за послание нашему региону?

– Без преувеличения могу сказать, что произошло важное историческое событие, и это только начало. Предстоит реализовать и другие программы развития. Запуск этого крупного армяно-иранского бизнес-центра, несомненно, откроет новую страницу не только в отношениях двух дружественных стран, но и во всем региональном сотрудничестве. Он создает серьезные перспективы для регионального развития, открывает возможности для создания новых связей, взаимовыгодных сделок и развития наших экономик. Это – привлекательные ворота в Евразийский экономический союз. Масштабы, действительно, очень большие, перспективы серьезные. Но это потребует упорной работы. Возможностями этого бизнес-центра, несомненно, воспользуются не только Армения и Иран, но и многие другие дружественные и партнерские нам государства. Он может стать связующим звеном между различными странами и бизнес-сообществами, стать моделью делового сотрудничества в регионе, которое необходимо расширять и развивать. Я рад, что внес свой вклад в создание в моей стране, на моей родине бизнес-центра нашей дружественной страны.

– Очевидно, что сейчас идет формирование новой архитектуры на Южном Кавказе, где экономический фактор чрезвычайно важен. Как вы думаете, у Армении есть возможность для продвижения своих интересов?

– Да, в нашем регионе происходят исторические процессы, как геополитические, так и экономические, которые могут быть как благоприятными для Армении, так и создавать серьезнейшие риски. Прежде всего, на ситуацию в регионе серьезное влияние оказывают наши соседи – Иран, Россия, Грузия, Турция, Азербайджан, а также коллективный Запад -Европейский Союз и США. Нельзя игнорировать роль Китая и Индии.

– Очевидно, что каждая страна в регионе обслуживает свои собственные интересы, и Армения также должна обслуживать свои собственные интересы, сочетая их с интересами других.

– Вопрос здесь в том, насколько сочетание этих интересов принесет пользу нашей стране, обеспечив сначала мир, затем возможности для использования логистической и другой инфраструктуры и, конечно же, условия для экономического развития. Очевидно, что мы не должны портить наши отношения ни с кем, не говоря уже о том, чтобы делать их враждебными. Зачастую ближайшие риски на первый взгляд не видны, но они могут неожиданно создать серьезные и необратимые проблемы для Армении. Очевидно, что в этом большом историческом процессе нам нужны союзники. Только у нас недостаточно ресурсов. Но если мы сможем грамотно сформулировать наши интересы, то у нас обязательно появятся союзники, с которыми будут общие интересы.

В регионе происходят стремительные изменения: Иран стал членом БРИКС, Азербайджан и Турция подали заявки на вступление, наш главный торговый партнер -Россия является одним из ключевых игроков в БРИКС. Это вопрос, который стучится в нашу дверь. О чем мы думаем? Тут вопрос не в желаниях, любви или нелюбви, а – в серьезных расчетах. Вообще, важные шаги в нашей стране требуют только и только грамотных, холодных расчетов.

– В новой архитектуре Кавказа ключевым является вопрос новых инфраструктур, дорог. Это для нас связано только с рисками или возможностями тоже?

– Армения – страна, не имеющая выхода к морю. Более 30 лет она заблокирована Турцией и Азербайджаном, у нас нет железнодорожной связи с Ираном. Жизненно важными являются дороги, проходящие через Грузию, к Черному морю и Ларсу. Последняя либо закрыта почти полгода, либо наблюдается большое скопление, а черноморские порты используются не в полной мере. Это означает, что, независимо от сегодняшней, вчерашней или завтрашней власти, мы должны серьезно подумать о новых эффективных дорогах, о других инфраструктурах. И, наконец, времена меняются, мир меняется, наши подходы также должны измениться, конечно, не в ущерб нашим национальным интересам. Армения должна воспользоваться и интегрироваться в предлагаемые различными крупными государствами транспортные схемы.

Вы знаете, мирное соперничество иногда почти так же сложно и рискованно, как войны. Мирная конкуренция требует грамотности. Вы должны уметь правильно рассчитать варианты, которые принесут вам пользу, не на один день, а на пятьдесят, сто лет. Нужна дипломатия, чтобы правильно сочетать свои интересы с интересами влиятельных, крупных государств, чтобы иметь возможность реализовать свои программы. Очевидно, что в основе интеграции лежит мирное сосуществование или длительное перемирие. Я также хотел бы особо упомянуть о газопроводах, идущих в нашу страну: с севера – из России, и с юга – из Ирана. Армения ежегодно потребляет около 2,3-2,5 млрд кубометров газа, из которых 1,9-2 млрд приходится на Россию, а остальная – на Иран. Уже 10 лет мы не можем завершить строительство увеличивающих мощность высоковольтных линий электропередач, увеличить импорт газа из Ирана в 3-3,5 раза. Кто виноват, что даже эти вопросы не решаются? А если, не дай Бог, прекратится подача газа из России в Армению? Что тогда? Новые дороги и инфраструктура не являются собственностью действующей власти или какой-либо другой власти. Они принадлежат нашему народу и нашему государству. Нам нужно найти правильные решения.

– Какие риски вы видите в экономике и бизнесе?

– Есть вызывающие обеспокоенность проблемы, которые в основном связаны с администрированием и правовым регулированием. Если мы возьмем сферу, набравшую в последние годы обороты, такую как строительство или строительство многоквартирных домов, то ситуация, начиная от так называемых разрешений на строительство до получения завершающих актов, выглядит следующим образом. Только оплата государственной пошлины составляет десятки и сотни миллионов драмов, а в случае их задержки – десятикратная сумма. И польза у предпринимателя и застройщика? Конечно, никакой. Это приводит к дороговизне жизни граждан, к повышению цен на недвижимость. Есть риски банкротства застройщиков, что также влияет на ту часть населения, которая купила квартиры, но дело осталось незавершенным.

Я вижу серьезные проблемы в сфере строительства. Конечно, известно, что 2 года назад многие из России и других стран приехали в Армению, но потом большая часть из них уехала в другие страны. Почему? Нужно проанализировать и оценить ситуацию. Это серьезный вопрос. Достаточно преимуществ принесли нам реэкспорт и импорт в Россию и наоборот. Но когда-нибудь это закончится. В первом полугодии 2024 года, мы имеем серьезный дефицит бюджетных поступлений. Что нужно сделать? Проводить разумную, реальную, либеральную экономическую политику, а не подвергать часть хозяйствующих субъектов давлению за какую-то незначительную неуплату или проступок.

Это к добру не приведет. Капитал не случайно утекает из Армении. Нужно сделать все, чтобы инвестиции текли в нашу Родину, создавались новые рабочие места. Мы должны любить и уважать друг друга, а не радоваться неудачам своего соседа.

Правительственные чиновники также должны любить и уважать предпринимателей и тех, кто работает с ними, потому что они пополняют казну страны. Налоги должны платить все. Это четкое правило игры. Но я вижу риск того, что в условиях некоторых экономических трудностей у Комитета госдоходов может возникнуть соблазн оказать давление на бизнес грубыми административными методами. Это проверенный, но не приносящий ничего хорошего метод. Капитал начнет уходить, бизнес столкнется с серьезными проблемами, а это окажет прямое влияние на жизнь сотен тысяч людей со всеми непредсказуемыми последствиями.

– Вы постоянно упоминаете о выгодных для нас вариантах, о необходимости грамотно просчитанных проектов. Есть ли у нас разработанные проекты, экономические пакеты, прошедшие точную профессиональную экспертизу?

– Так отвечу на этот вопрос. Я знаю, что у нас имеется достаточный профессиональный потенциал для проведения сложных расчетов, разработки стратегических проектов. И я знаю, что в сложившейся ситуации в регионе мы обязаны иметь наши правильно рассчитанные проекты, ражи которых нужно вести переговоры, бороться и приобретать союзников. Я не исключаю, что скоро инициирую проведение обсуждений: без пустословия, без взаимных оскорблений и обвинений, обсуждения с участием серьезных специалистов, серьезных деятелей. Эти обсуждения, возможно, будут продолжены в форме рабочих групп, где будет действительно проделана конкретная, очень важная для нашей страны работа. Страну из этого состояния должны вывести умные люди.